Прогревать или не прогревать двигатель перед поездкой?

Вопрос сложный. При работе непрогретого двигателя увеличивается износ его деталей. Чем больше нагрузка, тем больше износ.

10051.jpgПроисходит это не только из-за недостатка смазки при запуске, но и из-за несоответствия необходимых зазоров в сопрягаемых элементах двигателя. Двигатель состоит из различных материалов, например головка блока алюминиевая, блок — чугунный. Коэффициент температурного расширения у них различный. Только при нормальном (рабочем) температурном режиме заложенные в конструкцию двигателя зазоры становятся оптимальными для его ресурса.
При работе же на холостом ходу двигатель обладает малой теплоотдачей и медленней прогревается, чем под нагрузкой. А это увеличивает время его работы в неблагоприятном режиме. Чем ниже температура на улице, тем более обогащенной должна быть топливная смесь для надежного запуска и работы непрогретого двигателя. При этом избыток топлива, в виде капель попадающий в цилиндр, смывает масло с его стенок. Это серьезно ухудшает работу поршня на непрогретом двигателе, приводя к задирам на юбке поршня, кольцах и цилиндре, что вызывает расход масла и потерю компрессии. Но при этом в двигателе не возникают опасные температурные напряжения, которые не исключены при работе под нагрузкой и быстром нагреве. При быстрых изменениях температуры возможно повреждение деталей (заклинивание или задиры поршня, коробление головки блока цилиндров). С технической точки зрения прогревать двигатель надо — без нагрузки на холостом ходу при несколько увеличенной частоте вращения до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до 40-50 градусов.
При низких температурах и слишком вязком масле двигатель испытывает так называемое «масляное голодание» в течение нескольких десятков секунд после запуска. Наиболее подвержены этому подшипники распредвала, наиболее удаленному от маслонасоса. Масло поступает к нему в последнюю очередь. Неисправность зависит от режима работы двигателя: при низкой частоте вращения возможно заклинивание вала в подшипниках, при высокой — их расплавление с серьезной поломкой распредвала и головки блока цилиндров. Недостаток смазки — самая важная из причин при запуске и прогреве холодного двигателя. В холодное время года надо внимательно относиться к моторному маслу: использовать масло с соответствующей вязкостью, а качество определяется его спецификацией. Предотвратить возникновение дефектов можно используя синтетические масла со стабильной по температуре вязкостью.
На иностранных автомобилях или оборудованных впрыском топлива отечественных можно начать движение при более низких температурах двигателя, чем указано в отечественных заводских инструкциях: температура охлаждающей жидкости 40-50 градусов, двигатель устойчиво работает на холостых оборотах без «подсоса». Это естественно для иностранных автомобилей, так как их производители руководствуются экологическими требованиями. Даже, если поездка на холодном двигателе для него вредна, ущерб экологии недопустим.
Разумно найти некую середину в этом вопросе. Немного дать поработать двигателю без нагрузки, а затем прогревать двигатель в  движении на низших передачах с малой нагрузкой. По мере прогрева двигателя нагрузку можно увеличивать. Практика показала, что при прогреве двигателя на холостом ходу неисправностей, как правило, не возникает. Другое дело, когда непрогретый двигатель работает под нагрузкой, например при разгоне. Тогда обычно и появляются дефекты на рабочих поверхностях деталей. Не последнюю роль играет тип, качество и состояние моторного масла, а также соответствие октанового числа заправленного бензина степени сжатия двигателя.