Регулировка двигателя

Регулировка зазоров в механизме привода клапанов.
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть 0,20 +0,05 мм для впускных клапанов и 0,35 ± 0,05 мм для выпускных.

двигатель Зазор на ВАЗ 2109 и некоторых иномарках регулируется подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,25 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.
Зазор регулируйте в следующем порядке. Снимите крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня. Выкрутите свечи зажигания и удалите масло из масляных ванн в головке цилиндров. Осмотрите поверхность кулачков распределительного вала: на них не должно быть задиров, раковин, износа и глубоких рисок. Установите на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление для утапливания толкателей клапанов. Вместо приспособления можно пользоваться оправкой.
Проверните коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня, а затем доверните его еще на 40—50″ (2,5— 3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом, в 1 -м (от шкива) цилиндре будет фаза сгорания. Поворачивать коленчатый следует только по часовой стрелке, либо за болт крепления шкива привода генератора, либо приспособлением для проворачивания шкива распределительного вала за шкив распределительного вала. Не допускается проворачивание коленчатого вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как можно повредить болт.
Проверьте набором щупов зазоры у 1 -го и 3-го кулачков распределительного вала. Если зазор отличается от нормы, то приспособлением для утапливания толкателей клапанов или оправкой утапливайте толкатель клапана и фиксируйте его в нижнем положении, установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор.
Приспособлением для замены регулировочной шайбы толкателей клапанов (стальная пластина с плоским магнитом) или щипцами с узкими губками удалите регулировочную шайбу и микрометром измерьте ее толщину. Затем определите толщину новой шайбы по формуле Н=В+(А—С), где Н — толщина новой шайбы; А — замеренный зазор; В — толщина снятой шайбы; С — номинальный зазор.
Установите в толкатель клапана новую регулировочную шайбу, уберите фиксатор для толкателей клапанов и еще раз проверьте зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением. Последовательно проворачивая коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90°, регулируйте зазоры у остальных клапанов, соблюдая очередность работы цилиндров. После регулировки заливайте масло в масляные ванны головки цилиндров так, чтобы точки контакта кулачков с регулировочными шайбами оказались в масле. Установите крышку головки цилиндров и переднюю крышку зубчатого ремня.
Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала
Для натяжения ремня снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня и поверните коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке на два оборота. Проварачивать коленчатый вал следует только в сторону затягивания болта (по часовой стрелке). При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением за Шкив распределительного вала или за болт его крепления.
Проверьте натяжение ремня. Оно считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами распределительного и коленчатого валов ремень закручивается вдоль на 90 ° усилием большого и указательного пальцев. Если усилие ниже нормы, ослабьте гайку крепления натяжного ролика, проверните его ось за шестигранную головку на 10— 15° против часовой стрелки и затяните гайку крепления оси.
Снова проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверьте натяжение ремня. Если натяжение недостаточно, то повторите операцию. Если натяжение нормальное, то затяните гайку крепления оси натяжного ролика моментом 4 кгс • м и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.
При регулировке не следует допускать излишнего натяжения ремня, так как это значительно снижает срок его службы.
Регулировка холостого хода двигателя
Элементы регулировки холостого хода включают регулировочный винт качества (состава) смеси и регулировочный винт количества смеси. Регулировочный винт качества с уплотнительным кольцом закрыт заглушкой. Для доступа к винту необходимо сломать заглушку. В некоторых иномарках рекомендуют ввинтить в заглушку шуруп и за этот шуруп клещами вытащить заглушку. Регулировку холостого хода необходимо выполнять на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости должна быть 90—95°С) с отрегулированными зазорами в газораспределительном механизме, с правильно установленным углом опережения зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке. Регулировочным винтом количества установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 750—800 об/мин. Затем регулировочным винтом качества (состава) смеси добейтесь концентрации окиси углерода (СО)+ в отработавших газах в пределах 0,5— 1,2% приданном положении винта количества (концентрация СО приводится к 20 °С и 760 мм рт. ст.). Винтом количества установите частоту вращения коленчатого вала до 750—800 об/мин, при необходимости регулировочным винтом качества опять подрегулируйте концентрацию СО до 0,5—1,2%.
По окончании регулировки резко нажмите на акселератор и отпустите его; двигатель при этом должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а приуменьшении ее — не заглохнуть. В случае остановки двигателя винтом количества увеличивайте частоту вращения коленчатого вала в пределах 750—800 об/мин.
После регулировки установите в отверстие для регулировочного винта новую пластмассовую заглушку