Volkswagen Golf-1
I. ПРЕДМЕТ СРАВНЕНИЯ
Для обеспечения прочих равных условий испытаний для тестирования был выбран один и тот же автомобиль, с предустановленным бензиновым мотором. На втором этапе теста двигатель был заменен на дизельный.
Модель автомобиля: Volkswagen Golf-1.
Двигатели:
бензиновый мотор серии EG объемом 1,6 л, форсированный, инжекторный с системой впрыска K-Jetronics, номинальной мощностью 110 л.с., 5-ступенчатая КПП с короткими ходами;
классический дизельный мотор серии CR объемом 1,6 л без турбонаддува, номинальной мощностью 54 л.с.; 5-ступенчатая КПП с длинными ходами.
Получилось очень контрастное сравнение. Выбранный бензиновый мотор выдает максимальную мощность где-то в начале красной зоны тахометра, при этом обладает слабыми тяговыми свойствами на низких оборотах. Напротив, дизельный хорош на низких оборотах, разгонять его выше чем 3,5 тыс. об./мин. не имеет смысла (даже «опасно для его здоровья»)

II. КОНСТРУКЦИЯ
Работа бензинового мотора основана на воспламенение воздушно-топливной смеси электрической искрой. Бензин забирается из топливного бака электронасосом, распределяется по цилиндрам и под высоким давлением впрыскивается форсунками в камеры сгорания. Система зажигания в нужный момент обеспечивает подачу тока высокого напряжения на свечи.
У дизельного другой принцип. Топливный насос высокого давления (ТНВД) всасывает солярку и распределяет по цилиндрам, под высоким давлением топливо через форсунки подается в камеры сгорания, где смешивается с воздухом. Воспламенение смеси производится самопроизвольно по достижении ее нужного сжатия и температуры. Двигатель работает с намного большей степенью сжатия, нежели бензиновый. Система предварительного накала на калильных свечах работает только считанные секунды или минуты при холодном запуске.
Дизельная система очень компактна, ее сердце – ТНВД, к которому подается топливо и далее расходится по форсункам. Ток к свечам накала приходит от реле в блоке управления («центральной части электрооборудования»). И как бы всё, не считая топливного фильтра. ТНВД приводится в действие ремнем ГРМ.
Бензиновая система очень сложна и распределена по различным отсекам машины. Электронасос направляет бензин в аккумулятор-накопитель, откуда через фильтр поступает на дозатор-распределитель («паук»), который «разбрасывает» топливо по форсункам. Элементами управления являются регулятор давления топлива и воздушная заслонка. Дополнительные элементы для холодного пуска – пусковая форсунка, термореле, клапан добавочного воздуха. Довольно громоздко и на первый взгляд сложно, тем не менее очень надежно. Есть еще система зажигания (бобина – распределитель – свечи).
Вывод:
дизельная топливная система устроена проще, в ней намного меньше деталей и соответственно выше стабильность работы и облегчен поиск неисправностей
III. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Для запуска бензинового мотора нужно всего лишь включить зажигание, подождать пару секунд (пока давление топлива в системе не достигнут некоторого значения) и включить стартер. При исправной топливной системе и зажигании машина заводится без проблем. Но при отказе какой-то из свечей зажигания машина может не завестись, будет «троить» на ходу (уменьшится тяга и увеличится расход топлива), а при сбрасывании газа может заглохнуть на перекрестке.
Для запуска дизеля нужно после включения «зажигания» ждать дольше (10-15 секунд), пока калильные свечи прогреют камеру сгорания.
Дизельный двигатель работает четко, равномерно, словно шеренга солдат на параде чеканит шаг. «Тракторная» трель внушает доверие и стабильность, но НЕВЕРОЯТНО скучна.
Напротив, у «бензинки» пожизненная веселуха. То обороты «плавают», то подтраивает. Не до скуки!
Осень, сезон дождей.
Повышенная влажность приводит к отсыреванию контактов в цепи зажигания: отмокают «хвосты» высоковольтных проводов и контакты крышки распределителя. Незаметные глазу микротрещины в изоляции проводов приводят к потерям тока. В результате при попытке завести двигатель ослабленная искра не в состоянии поджечь топливную смесь, свечи заливает бензином и дальнейшие попытки запуска приводят к «высаживанию» аккумулятора. Процесс поиска неисправности происходит как правило на улице под дождем и не всегда приводит к желаемому.
В сырую погоду «трактора» заводят бензинки с буксира, у дизелей проблем с сыростью не возникает.
Зима, морозы.
Для успешного запуска бензиновой машины необходимы бензин + искра. Помню как-то при минус 35 завелась без масла (не заливайте зимой минеральное масло, оно замерзает!).
С дизелем все сложнее.
Во-первых, солярка имеет свойство на морозе кристаллизовываться и замерзать. Результат – ТНВД не может качать такую кашу, она не проходит через топливный фильтр, может замерзать на трассе в топливопроводах под днищем, в патрубках бака.
Во-вторых, требуется исправность калильных свечей. Не может в мороз заводиться только «на компрессии», при попытке завестись из выхлопной трубы идет белый дым.
В-третьих, большую роль играет состояние поршневой группы двигателя. При малой компрессии запуск мотора затруднен. У тестируемой машины уровень компрессии составлял 24-20-20-28 бар (положено в пределах 28-34 бар), что не позволяло произвести самостоятельный запуск при морозе 10 градусов.
Проблемы тяжелого запуска можно решить с помощью буксировки (кроме случая замерзания солярки). При подобном способе запуска будьте уверены в надежности механизма ГРМ двигателя. Не следует использовать этот способ в случаях:
- вы не помните или не знаете, когда менялся ремень ГРМ и натяжной ролик;
- ремень ГРМ слабо натянут, на нем имеются потертости, микротрещины;
- ремень ГРМ замаслен или где-то из-под крышки ремня капает масло
И, конечно, и не думайте заводиться «с толкача» на 1 или 2 передаче –только на третьей!
Обрыв ремня ГРМ приведет к капитальному ремонту двигателя.
Рекомендации для облегчения запуска.
Для бензиновых машин:
- ежегодно делайте профилактику системы зажигания, проверяйте работу свечей, целостность изоляции проводов, очищайте контакты крышки распределителя зажигания и кромку бегунка. Детали, которые вызывают сомнение, меняйте немедленно, «еще поездит» — ездить будет до первого хорошего ливня;
- делайте профилактику свечей зажигания каждые 7-10 тыс.км пробега, очищайте контакты от налета, регулируйте свечной зазор (справедливо для «двухрублевых» свечей). Можно свечи очищать пескоструйным способом, полезно проверять их действие на стенде под давлением;
- всегда возите в бардачке комплект исправных свечей и целую крышку распределителя зажигания, можно иметь под руками запасной свечной провод (лучше длинный);
- используйте тот тип свечей, который положен для данного двигателя;
- используйте бензин с положенным октановым числом для данного двигателя, заправляйтесь по возможности на проверенных заправках и не лейте топливо сомнительного качества «по дешевке».
Для дизельных машин:
- своевременно заливайте в бак зимнее топливо, пользуйтесь специальными присадками. Можете «летнее» топливо разбавить до 30% низкооктановым бензином;
- если замерзла солярка, а ехать надо – найдите канистру с 5 литрами нормальной солярки, отсоедините впускной и выпускной шланги насоса и найдите способ завести их в то место, где будет лежать канистра (временный топливный бак);
- к зиме замените свечи накала на новые, замените реле накала, если оно работает со странностями;
- имейте в бардачке толстый провод с малыми зажимами на случай отказа реле накала;
- замените к зиме топливный фильтр;
- желательно иметь комплект «зимнего старта» (он же «прикуриватель») – два толстых провода с «крокодилами»;
- если собираетесь ездить зимой интенсивно, то установите системы подогрева топливного фильтра;
- ну и, разумеется, имейте исправный аккумулятор достаточной емкости.
Для всех машин: исправные аккумулятор, стартер, генератор, электропроводка.
Выводы.
Проблемы бензиновых машин в сырую погоду сильно досаждают, вспоминается фраза насчет баранки и пылесоса. Найти неисправность сразу проблематично, особенно под дождем. Требуется следить за исправностью топливной системы и зажигания. Следует также предъявлять особые требования качеству топлива. За то зимой «бензинка» вас порадует своей теплотой.
Проблема дизельных машин зимой гораздо более сложная (см. выше). Следить следует особо за тем, что заливается в топливный бак. Скапливающийся в баке конденсат отрицательно сказывается на свойствах солярки, примеси воды сильно изнашивают ТНВД. Разбавители (такие как бензин) также на него влияют отрицательно.
Для дизельных машин требуются более емкий аккумулятор и соответственно более мощный генератор для его зарядки. Для проворачивания коленвала двигателя с большей компрессией (т.е. дизельного) требуется также более мощный стартер.
IV. ЕЗДА
Троганье с места.
Малая тяга на низких оборотах бензинового двигателя откладывает свой отпечаток на старт. Бросаем сцепление – двигатель останавливается. Наоборот, плавно отпускаем сцепление и резко нажимаем педаль газа – машина с пробуксовкой рвет вперед, оставляя всех позади. С конкретно этим мотором можно на 2 передаче разогнаться до сотни (скажу честно, ездил на второй до 70 км/ч)
На дизельной машине все наоборот. Резко отпускаем сцепление – машина плавно, не спеша трогается с места. Свист колес услышать сложно, только если раскрутить мотор до 3.000 об./мин. и резко отпустить педаль.
При попытке выбраться из сугробов на дизеле просто отпустите сцепление без подгазовки – машина сама выедет из снега и грязи. С бензиновой этот номер не проходит, подгазовка приводит к пробуксовке, приходится активно работать правой ногой – нажал/отпустил, с опасностью заноса.
Динамика.
Бензиновый мотор очень чутко реагирует на нажатия педали газа. Можно с места резко рвануть вперед, тут же резко сбросить газ и машина притормозит. После 4.500 об./мин. у автомобиля словно появляется второе дыхание, управление становится еще более чутким.
С дизельной машиной такого не получится. Попытка резкого ускорения неудачна – при нажатии на правую педаль мотор не увеличивает резко обороты, за машиной клубится черная дымовая завеса. Торможение двигателем также менее эффективно.
Тяговые свойства.
Доводим вес машины примерно до разрешенной максимальной массы. Бензиновая машина сильно ощущает нагрузку, разгон заметно тупее, ощущение что не исправна какая-то свеча. Торможение двигателем также весьма затруднено.
Дизельная машина словно не ощущает нагрузки – трактор есть трактор. Удалось, например, немного протащить в гору на буксире Опель-Астру с двумя заклинившими колесами (после чего, правда, пришлось заменить сцепление).
Недостаток мощности дизельного мотора ощущается на малых оборотах на 5 передаче при движении в гору.
Выводы.
Обладая высокой маневренностью, бензиновая машина очень хорошо справляется с интенсивной ездой в условиях города. Имеется возможность избегать аварийных ситуаций (впрочем, и создавать их в той же степени). Однако для грузоперевозок, езды в зимний период и в сельской местности приспособлена хуже.
Дизельная машина наоборот, лучше едет по проселкам, сугробам. На трассе я ощутил разницу, только поставив на дизель КПП с «длинными» ходами передач (понравилось больше), однако сразу же потерял приемистость в городе. Все же быстро привык к более спокойной езде. Как оказалось, затраченное на поездку время в большей степени зависит от мастерства водителя, знания городских дорог и способах проезда конкретных перекрестков, а также от габаритов машины. Ну и аварийных ситуаций стал создавать меньше.
Но все это можно назвать слабыми пилюлями, ведь потеряно удовольствие от вождения!
V. КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Комфорт для пассажиров.
Пассажиры всегда имеют другие ощущения нежели водитель. Водитель знает, что он сейчас утопит правую педаль в пол, машина рванет вперед и вдавит в кресло потное тело. Пассажир почувствует только последнее, некоторые особенно в части холодного пота от действий лихача. Более резкая езда приводит к дискомфорту пассажиров. Не исключен и травматизм при резких поворотах, торможениях. В качестве опций к машинам с мощными моторами могу предложить укомплектовывать пассажирское сидение шарфиком для подвязывания нижней челюсти и большими очками (типа водолазными) чтобы не вылезли глаза из орбит.
Дизельный автомобиль с более спокойным характером более комфортен для пассажиров.
А ремни безопасности придумали «бензюки».
Комфорт для водителя.
Интенсивная езда конечно приносит удовольствие, однако приводит к более сильной усталости водителя, нежели спокойная на дизельной машине. За то невозможно заснуть за рулем.
Вибрации. Шумы.
В силу конструктивных особенностей дизеля двигатели отличаются очень сильными вибрациями, несмотря на исправные подушки двигателя и ровную работу мотора. От вибраций произвольно раскручиваются болты, разбиваются пластиковые панели, возникают посторонние шумы и т.п. У меня например, сначала открутился впускной и выпускной коллектор, затем 6 болтов крепления «баранки», а напоследок вдребезги разлетелась почти новая бензиновая система выпуска (поленился повозиться и вовремя установить штатную дизельную).
Однако в салоне вибрации ощущаются только на холостом ходу, в движении все выравнивается. А после замены короткоходовой коробки передач общий шум уменьшился, т.к. на той же скорости обороты двигателя стали меньшими.
Безопасность.
Принципиальные отличия в применяемом виде топлива несомненно, влияют на безопасность. Бензин является очень токсичным и взрывоопасным веществом. Возможно воспламенение паров бензина от случайной искры. Этими же парами можно, надышавшись, отравиться (или оторваться – кому как). При выкачивании бензина способом «канистра в рот» нужно быть предельно аккуратным.
Напротив, просто так солярку не зажечь, нужна высокая температура. Дизелисты качают ртом солярку постоянно, один предлагал на спор выпить стакан дизтоплива (я отказался с ним спорить). Выхлопы дизельной машины также менее токсичны, солярка более экологична.
Минус дизтоплива – сильно пачкает, может испортить даже лакокрасочное покрытие машины. Загрязняет одежду, а отмыть можно бензином!
VI. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ
Система охлаждения.
В дизельной машине есть свои особенности системы охлаждения, обусловленные принципиальным устройством. Дизель работает при большей компрессии и при более высоких температурах, нежели бензиновый двигатель. К системе охлаждения предъявляются большие требования. Не допускается перегрев двигателя, он ведет к появлению трещин в головке блока цилиндров (в бензиновой – меньше вероятность).
Дизельный мотор греется только на высоких оборотах двигателя, поэтому в пробках ведет себя лучше (остывает). Иногда летом бензинки стоят колоннами с открытыми капотами и лужами тосола под ними.
Такое поведение дизеля зимой оборачивается другой стороной – двигатель отказывается прогреваться на холостом ходу, чтобы прогреть машину, надо на ней проехать (под нагрузкой).
Запчасти топливной системы. Ремонт.
Инжекторная машина: форсунки новые – от 120 у.е., «паук» б/у — 70, регулятор давления б/у – 30-50, насос – от 30 б/у ремонтный.
Карбюраторная машина будет немного дешевле по ремонту, но попробуйте сейчас найти карбюраторщика и дешевые запчасти (или карб б/у хороший).
Дизельная машина: ТНВД – около сотни (или ремонт от 70 до 150). Цены сопоставимые с бензиновыми.
Расходы по капитальному ремонту двигателя одинаковые по обоим типам 8-клапанных моторов, т.к. их внутреннее устройство совершенно идентичное.
Таким образом, слухи о якобы более дорогом ремонте дизельных машин оказываются слухами и распространяются либо станциями технического обслуживания (чтобы сорвать больше денег с клиентов), либо апологетами бензина (боятся солярки).
Расходные материалы.
Фильтры, масла стоят практически одинаково (на карбюраторную дешевле фильтр топливный). Ремень ГРМ и ролики тоже.
Чуть дороже стоят калильные свечи чем свечи зажигания, за то не надо тратиться на бегунок, провода, крышку.
Аккумулятор дизельной машины более емкий и более дорогой.
В бензиновой машине мне нравилось больше. Можно было в любой момент выкрутить свечи, замерять компрессию. В дизельной для доступа к центральным свечам нужно демонтировать топливопроводы, а для замера компрессии – АККУРАТНО выкрутить-вкрутить также форсунки с заменой уплотнительных шайб. Мне так не нравится. За то под капотом больше ничего нет.
Да, чуть не забыл, ТНВД висит в том месте, где должен быть генератор. Для снятия генератора нужно лезть под машину.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно возразить на мои доводы тем, что я неправильно выбрал моторы для тестирования, ведь есть маломощные бензиновые двигатели, как и мощные дизельные. Статья написана для выявления наиболее характерных качеств разных типов топливных систем.
Да, есть и маломощные, но тяговитые бензиновые моторы с чудовищно низким аппетитом, есть и мощные дизельные версии, которые при умеренном потреблении топлива способны дать фору «спортивным» бензинкам. У них есть свои плюсы и минусы. Мы же рассмотрели классический, упрощенный вариант, «неубиваемые» версии.
Если Вы собираетесь ездить достаточно много – выбирайте дизель, если мало – бензин.
Учтите также, что дизельные машины стоят дороже. При покупке подержанного авто дизельная скорее всего будет с большим пробегом (и износом), нежели бензиновая.
Зимой предпочтительнее пользоваться бензиновой машиной, в теплый сезон – дизельной.
Психологические аспекты, эмоции в споре оставьте при себе и не обижайте коллег, очень уж разные получились результаты исследования, во всем есть существенные плюсы и минусы. Тот, кто особо рьяно защищает свою позицию, скорее всего никогда не испытывал «противоположный» тип мотора. Оба типа двигателя доказали свою жизнеспособность.
А вечном споре ДИЗЕЛЬ или БЕНЗИН в конце концов победят альтернативные типы топлива, которые будут появляться по мере истощения мировых запасов нефти.



Еще: